Праздник Дома (IMBOLK)
Если солнце на Имболк светит -
Ухода зимы не жди,
А если снег или дождь и ветер -
Значит весна на пути.
Самый пик зимних холодов. Тепло огня в очаге особо желанно в это время. Особенно остро ощущается уют родного дома, сильнее потребность чувствовать поддержку, единение в семье. Это время богов и духов домашнего очага. Они приходят к нам и с нами вместе греются у нашего огня. Это праздник Дома. Это праздник Домашнего Огня. Вкусная еда, горячее вино и тихая беседа при свечах в кругу семьи и друзей - так славят Хранителей Дома. Весеннее разгулье - впереди, а этот праздник- праздник семьи. Неважно, какой именно семьи, но сегодня за столом ли, в постели, у алтаря ли - только свои, только ТеКтоРядом.
Всех с Имболком! Всем приятного праздника!
Это сайт не викканский и не кельтский. В Северной Традиции этот праздник называется Дисаблот. Вот современная разработка обряда:
Дисаблот – один из основных праздников Северной Традиции. Это вторая точка годового цикла после Йоля., противоположная точке, которая называется Фрейфакси.
Во время, приходящееся на этот праздник, возродившаяся в Йоль природа начинает набирать силу, начинается пробуждение земли. Все еще свирепствуют зимние холода, но это уже их «последний выход», скоро лед станет таять, и начнется новый урожайный год, когда уже больше потребуется труд физический, чем магический. В «Старшей Эдде» («поездка Скирнира»)описана история о том, как бог плодородия Фрейр пожелал взять в жены великаншу Герд (которую, как и Эрду, связывают с землей). Вначале она была неприступна, но посланник Фрейра Скирнир сломил ее сопротивление с помощью магии, под напором грубой мужской силы, заложенной в руне Thurisaz. Эта мифологема относится как раз к текущему периоду: Фрейр готов оживить землю своей властью, но «ее сердце сковано льдом», и требуется дополнительная сила, чтобы сломать этот лед. Поэтому в этот день производится ритуальное «вспахивание» земли, ее «вскрытие» для того, чтобы животворные силы проникли внутрь ее.
Праздник называется Дисаблот, поскольку он связан с воззванием к дисам – божествам, подобным норнам, раздающим судьбы. Это женские божества-хранители рода, Великие Матери, мудрые и заботливые. Дисы наиболее тесно связаны с деторождением, они присутствуют и при первом освящении ребенка – наречении имени, «закладывая» в него способности и прочие задатки, дающиеся от рождения, во многом определяющие его дальнейшую судьбу. В смысле жизни общества это период, когда дисы «раздают судьбы» на начавшийся год, когда каждый определяет для себя направления деятельности, строит планы и взывает к дисам с просьбой содействовать в их свершении.
Одним из атрибутов этого праздника является хлеб, испеченный в форме быка. Он символизирует жизненную силу, не знающую преград, заключенную в руне Uruz. Эта сила позволит земле пробудиться от ледяного сна.
Еще один атрибут – вёльси, символическое изображение фаллоса. В древности для этих целей использовали сушеный конский фаллос, но сгодится и вырезанный из дерева. Это символ оплодотворяющей силы Фрейра, символ плодородия, руна Inguz (ее, кстати, можно вырезать на вёльси).
Обряд проводится на открытом воздухе. Потребуется рог, ветка дерева, пиво или медовуха, хлеб, испеченный в форме быка, плуг либо заменяющий его предмет (например нож), пригодный для «вспахивания» земли.
1. Годи, стоя в центре круга, освящает место Молотом Тора с четырех сторон (с севера по часовой стрелке), каждый раз говоря: «Я освящаю это место Молотом Тора». Небо и земля освящаются со словами «Я освящаю небо (землю) Молотом Тора».
- Пусть Молот Могучего Тора хранит это место от всякого зла
2. Годи, стоя лицом на север, говорит:
- Дисы дающие судьбы, проснитесь от спячки!
На Тинг призываю вас, светлые!
Придите с Севера, придите с Юга
С Востока и с Запада придите сюда!
Дисы и богини нашего народа! Придите в это место! Здесь, на Тинге вашем, где решаются судьбы года, мы собрались здесь по завету наших предков! Встречайте ваш род, верный вам! Я (произносит свое имя) посвящаю вам этот рог!
Годи пьет из рога и передает его по часовой стрелке. Каждый из присутствующих пьет, говоря: Здесь, на Тинге вашем, я, (произносит свое имя) посвящаю вам этот рог!
3. Годи говорит:
Вой холодных ветров и свирепства зимы уже позади нас.
Ледяные великаны уходят, отступая перед могучим Тором, идущим впереди войска жизни.
Герд и Гевьюн, скиньте свои ледяные одежды!
Земля не будет больше спать в безмолвии!
Встречай, Герд, Фрейра светлого
С раскрытими объятиями,,
С набухшими почками, с ярким солнцем, с теплым ветром!
Все присутствующие кричат: «Хейл Гевьюн!» При этих словах годи хлещет землю веткой три раза.
4. Годи говорит:
Фрейр светлый, мы славим тебя!
Пробудись и приди на землю с силой своей!
Герд ждет тебя в роще, что Барри зовется,
Спой звонкую песню весны!
Все присутствующие кричат: «Хейл Фрейр!» При этих словах годи хлещет воздух веткой три раза.
5. Годи говорит:
Гевьюн, дающая жизнь, погоняй своих быков!
Пусть они вспашут холодную землю!
Пусть дышит земля, готовая к свадьбе с силами жизни!
Годи берет плуг или инструмент, его замещающий, и говорит:
Светлые боги, земля будет вспахана,
Ледяные одежды спадут с плеч Герд
Дисы, засейте в первую пашню
Судьбы грядущего года!
6. Годи делает борозду на земле и говорит:
В первую борозду мы посеем благополучие года.
Пусть все напасти и беды обойдут нас стороной!
В борозду кладется голова «быка» с рогами
7. Годи делает вторую борозду и говорит:
Во вторую борозду мы сеем богатство.
Пусть наши закрома будут всегда полны
И наш народ не будет знать нужды!
В борозду кладется задняя часть «быка»
8. Годи делает третью борозду и говорит:
В третью борозду мы сеем мудрость и верность
Пусть все наши дела послужат укреплению силы
Наших богов на нашей земле!
В борозду кладется передняя часть «быка»
9. Годи наполняет рог и говорит:
Пусть влага богов даст этим семенам вырасти!
Примите, дисы, наши дары!
Содержимое рога выливается в «пашню».
10. Годи поднимает остатки «быка» к небу, говоря:
Пусть все, что было посеяно в землю, взрастет и в наших сердцах!
«Бык» разделяется на всех присутствующих.
11. Годи наполняет рог и говорит:
Пусть влага богов даст этим семенам вырасти!
Во славу богов и богинь Асгарда! Славьтесь дисы! Славьтесь Асы! Славьтесь Ваны! Славься мать-земля!
Годи пьет из рога и передает его по кругу.
12. Когда рог возвращается к годи, он, смочив в нем ветвь, окропляет всех присутствующих со словами:
Дары дис, сила Фрейра и мудрость Одина да будут с вами!
Хорошим продолжением праздника могут быть воспоминания и рассказы о предках, особенно, об их судьбах и славных делах. Истории рассказываются по очереди с передачей чаши/рога или свечи. По окончании каждой истории присутствующие пьют во славу упомянутых предков.
Thurisaz имеет достаточно мало отношения к Молоту Тора. Символически Молот Тора изображается в виде перевернутой буквы Т
Цитата(Zigwult @ 5.2.2007, 10:51)
Thurisaz имеет достаточно мало отношения к Молоту Тора. Символически Молот Тора изображается в виде перевернутой буквы Т
Прошу прощения, может быть я ошибаюсь, но мне казалось, что графически Мьольнир всегда изображался как свастика (и только подвески были в виде маленьких молоточков).
Я бы не применял слово "всегда" к довольно-таки поздним примерам, упомянутым у Кораблева. Древность и широта распространения "свастики не позволяет ставить знак равенства между ней и Молотом Тора. К тому же, начертить в воздухе свастику довольно проблематично. Современные язычники используют упомянутую мной упрощенную форму молота.
Цитата(Zigwult @ 5.2.2007, 14:18)
Я бы не применял слово "всегда" к довольно-таки поздним примерам, упомянутым у Кораблева. Древность и широта распространения "свастики не позволяет ставить знак равенства между ней и Молотом Тора. К тому же, начертить в воздухе свастику довольно проблематично. Современные язычники используют упомянутую мной упрощенную форму молота.
Вы ошибаетесь. Начертить ее в воздухе очень просто. Ее изображение в воздухе внешне не отличается (или мало отличается) от христианского благословения крестом. На чем основан известный эпизод известной саги, в которой, напомню, христианский конунг в окружении язычников перекрестил пищу, пронесенную через огонь (т.е. посвященную асам и квалифицируемую христианством как идоложертвенное), а когда у него уточнили, что же он сделал, его спутник за него солгал - "поступил, как и положено конунгу, освящая пищу знаком молота Тора".
Кроме того, Вы ошибаетесь, если полагаете, что я опирался в своем утверждении на только Кораблева - уверяю Вас, что и другие авторы об этом тоже пишут, причем о более ранних временах (так уж случилось, что Кораблев вообще тяготеет к Исландии позднего средневековья).
Напоследок. В Исландском языке слово Þórshamar имеет одним из значений "свастика". См. хотя бы Беркова.
Снова теория, да eugene? И снова оффтоп.
Ошибки никакой нет. При освящении Молотом меня неоднократно спрашивали, а чего это я распятие в воздухе черчу. Приходилось объяснять, что знак, изображаемый мной, хотя и похож на крест, но не идентичен ему. Знак, напоминающий перевернутую "Т", был принят современными язычниками ради исключения ассоциаций с "крестом животворящим", хотя при начертании со стороны он выглядит как крест. Ничего контртрадиционного я в этом не вижу.
Цитата
Напоследок. В Исландском языке слово Þórshamar имеет одним из значений "свастика". См. хотя бы Беркова.
Разумеется, если в какой-то момент свастике было придано именно такое значение. Однако выглядит довольно странным то, что подвески со значением "Молот Тора" изготавливались в виде молота, а не свастики.
Засим предлагаю вопрос изображения Молота закрыть как оффтоп.
отпраздновали уже. В этом году в ночь на 2-е праздник был.
Цитата(Zigwult @ 6.2.2007, 10:52)
Снова теория, да eugene? И снова оффтоп.
Ок. Предлагаю перейти в другое место и обсудить 3 вопроса:
1. Доказательства моей "теории". Это мне будет легко - на моей стороне вся научная германистика, начиная с Гримма, и множество фактов (включая письменные свидетельства, самое раннее из которых - современник Эдд).
2. Употребление знака с формой перевернутого Т. По моим данным нет ни одного свидетельства применения такого знака (из двух линий, не контур) - это научная реконструкция эпохи романтизма в германистике.
3. Контртрадиционность такого знака. При том, что викинги путали "молот Тора" с крестом, а "напоминающий перевернутую "Т", был принят современными язычниками ради исключения ассоциаций с "крестом животворящим"".
Прошу прощения. Я тут поразмыслил и пришел к выводу, что т.к. я не язычник, для меня будет не корректно обсуждать, во что же там верят современные неоязычники и что в неоязычестве следует считать традиционным. Остается принять как факт.
Так что третий пункт отпадает.
eugene,
Вы злоупотребляете моим терпением, в частности в вопросе оффтопов. Я вынужден просить модератора форума рассмотреть вопрос о санкциях.
Цитата
1. Доказательства моей "теории". Это мне будет легко - на моей стороне вся научная германистика, начиная с Гримма, и множество фактов (включая письменные свидетельства, самое раннее из которых - современник Эдд).
Мне не интересны Ваши доказательства. Я, полагаю, знаком с большинством источников, которые Вы хотите привести. Я указал Вам на то, что Вы опираетесь на "научную германистику" и кабинетные исследования, в то время как я говорю о практике. Теоретизировать можно сколько угодно - без практики это останется пустой демагогией, которой Вы столь увлеченно занимаетесь на этом форуме. Если Вы намерены в дальнейшем заниматься тем же - Вы ошиблись ресурсом.
Цитата
И когда первый кубок был налит, Сигурд ярл произнес пожелание и посвятил кубок Одину. Он испил из рога и передал его конунгу. Конунг принял рог и перекрестил его. Тогда Кар из Грютинга сказал:
— Почему конунг поступает так? Или он не хочет участвовать в жертвоприношении?
Сигурд ярл отвечает:
— Конунг поступает так, как все, кто верует в свою мощь и силу и посвящают свой кубок Тору. Он сделал знак молота над рогом, прежде чем испить.
"Сага о Хаконе Добром"
Из этой цитаты видно, что знак, начертанный конунгом и выглядевший как крестное знамение явно не ассоциировался у окружавших его язычников со знаком Молотоа Тора, ибо иначе у них не возникло бы такого вопроса и ярлу не пришлось бы объяснять суть действий конунга.
Цитата(Zigwult @ 10.2.2007, 11:42)
eugene,
Вы злоупотребляете моим терпением, в частности в вопросе оффтопов. Я вынужден просить модератора форума рассмотреть вопрос о санкциях.
....
Из этой цитаты видно, что знак, начертанный конунгом и выглядевший как крестное знамение явно не ассоциировался у окружавших его язычников со знаком Молотоа Тора, ибо иначе у них не возникло бы такого вопроса и ярлу не пришлось бы объяснять суть действий конунга.
Они знали, что он христианин и уточняли, что видно из контекста. И уж точно их было бы не обмануть, будь это не похоже на Молот.
И давайте закончим на этом, раз уж это оффтоп.
JP(Entee)
20.2.2007, 10:32
Цитата
Zigwult Дата 7.2.2007, 15:33
отпраздновали уже. В этом году в ночь на 2-е праздник был.
В полнолуние?!
Так, значит Зимняя Ночь, Майский День, Фрейфакси - тоже в полнолуние празднуют?
и плюс Равноденствия и Солнцестояния, ... и Йоль, да?
А Дистинг и Дисаблот - одно и тоже
Цитата
Так, значит Зимняя Ночь, Майский День, Фрейфакси - тоже в полнолуние празднуют?
Ну скажем так, мы приняли точки полной фазы Луны для установления дат праздников, исключительно ради удобства и порядка. Эти четыре праздника приходятся на первые числа соответственно ноября, мая и августа. Чтобы ответить на вопрос когда конкретно праздновать, была принята привязка к Луне.
Цитата
и плюс Равноденствия и Солнцестояния, ... и Йоль, да?
Равноденствия и Солнцестояния говорят сами за себя - эти праздники приходятся на соответствующие точки солнечного цикла. Йоль - не исключение. Это 12-дневный (скорее 12-нощный) период после Зимнего Солнцестояния.