Яйцо почиталось многими народами мира как источник жизни, как символ перехода из небытия в бытие, как образ Вселенной, небесных светил; оно было олицетворением различного рода благодетельных божеств. Древнегреческий мыслитель Плутарх считал яйцо символом Творца вседействующего, вездесущего и все в себе вмещающего.
В славянской традиции яйцо - источник и жизни и смерти в зависимости от воли и фазы Луны, владычицы вод, в чьей власти и жизнь, и смерть, и рождение. Согласно народным поверьям в яйцо в зависимости от времени, когда оно было снесено, можно было скатать и раскатать все что угодно и посредством того же яйца передать кому угодно. Болезни, порчу, богатство, молитву, заклинание можно было передать и дьяволу, и Всевышнему, и соседу...
Традиция писанки принадлежит славянам, искусство обрядовой росписи куриного яйца в науке принято считать первобытным, крестьянским, занятием сугубо женским, связанным с магией плодородия... Но мир очарован писанкой и покорен ее красотой. Современная образованная горожанка, не обязательно славянского происхождения, с наслаждением выводит на скорлупке куриного яйца древнейшие узоры и по-детски радуется каждой созданной своими руками писанке.
В XVIII-XIX веках производство пасхальных яиц становится самостоятельным видом искусства, а с конца прошлого столетия - и самостоятельной отраслью художественной промышленности. Их делали на стекольных и фарфоровых заводах, на шлифовальных фабриках, в мастерских и т.д.
И, конечно же, во многих странах пасхальные яйца являются украшением праздничного стола. Например, в Хорватии на Пасху пекут pogaca – булку с крашеными яйцами, также и в Италии выпечку украшают яйцами прямо в скорлупе.
СОЛНЦЕ или ОКО БОЖЬЕ- как называеться, то и символизирует. волк, сокол , пчела, ромашка также символизируют солнце, считаеться, что этот символ помогает от болезней и дурного глаза.
РОМБ - символ плодородия, земли, женского начала в природе, поля.
СЕТКА - решето, отделяет добро от зла, символ защиты от Лукавого.
СИГМА- символ воды, грома-молнии, символ змея защитника домашнего очага, владетель земных богатств, измеряет своей мудростью людей и награждает достойных. Конечно, христианство отрицательно относиться к змеям, но у многих народов это символ мудрости.
ТРИЗУБЕЦ(чаще изображаеться пучком из 3 колосьев) - символ триединого Бога, символ времени и власти.
ТРИРОГ - символ любви, посланец солнца, огонь, мужская сила и плодородие.
СПИРАЛЬ- половина сигмы, схематическое изображение эволюции вселенной, знак плодовитости; часто изображают пучок спиралей.
ТРЕУГОЛЬНИК - триединство Вселенной: небо, земля,вода(по древним представлениям), отец-мать-ребенок(единство семьи), символ Божественной Троицы; сияние в форме треугольника - атрибут Отца-Бога.
КРЕСТ- символ мироздания. Вертикальная линия креста - линия небес, знак огня, духовная активная мужская часть мира. горизонтальная линия земли, пассивная, женская, знак воды. При их скрещении возникает сила любви, создания жизни. крест можно увеличивать в любом направлении бесконечно - т.е. символ бесконечной жизни.также это символ солнца, освящения и очищения(существует более 300 видов изображения).
"СВАРГА" - один из видов креста, свастика, четырехрог. Слово "свастика" происходит от древнеиндийского и означает "это хорошо".В омнове может быть крест - символ солнца, круг -небо, квадрат- землю. Загибы символизируют движение солнца. существуют прямая(свет) и перевернутая(тьма) свастики. Прямая сварга - знак способствующий рождению детей, символ пожелания удачи, долголетия, плодородия, здоровья и жизни.
ДЕРЕВО ЖИЗНИ - основа жизни, обязательно изображаеться 3 ярусами(земля, жизнь на земле, небо) и симметрично; древо рода, семьи , самоепростое дерево с 3 ветками(папа, мама, ребенок). "дерево-берегиня" - один из видов изображения, женщина с поднятыми к небу руками, которая молиться за свою семью.
БЕСКОНЕЧНИК - узор-поясок состоящий из изогнутых элементов.в старину считалось, что зло ходит только по прямой линии, и потому края одежды уркашали "бесконечниками", затейливый узор которых преграждал путь злым духам.
Итак, более- менее традиционные цвета для пасхальных яиц и их значение:
БЕЛЫЙ - чистота, символ рая и безгрешности, по одной из легенд они отображают слдеды от кнута на теле Христа(его били перед казнью).
КРАСНЫЙ - кровь, жизнь, но и отход в иной мир.Любовь, здоровье, символ весны и возрождения, радость.огонь небесный - символ силы и мужского здоровья.
ЖЕЛТЫЙ - спелое зерно, достаток, урожай, цвет солнца, охраняет от злых сил, так же цвет богатства.
ГОЛУБОЙ - небо, воздух, воду, здоровье, цвет небесной божественности и божественной мудрости, духовного знания. Цвет Богоматери.
ЗЕЛЕНЫЙ - весна, воскресение природы, богатство растительного и животного мира, жизнь.
КОРИЧНЕВЫЙ - мать-земля, плодородие.
ЧЕРНЫЙ - тьма, но и цвет пробудившейся земли. Яркий растительный и животный узор на черном фоне предназначался для зеследельцев- огородников.
Желтая краска готовилась из шафрана, вареного тмина, зерна, слабого
отвара луковой шелухи и крутого липового чая; зеленая – из клевера, розмарина и
петрушки; чёрная – из кофе или из настоя ржавого железа, опущенного в сок
квашенной капусты, с добавлением нескольких капель уксуса. В зависимости от
способа окраски яйца называли: расписные – "писанками", крашенные –
"крашенками", деревянные – "яйчатами". Позднее появились яйца из фарфора,
серебра, с украшениями из эмали, бисера, драгоценных камней.
Каждая хозяйка дома, отговев, колдовала над этим яйцом в тайне от чужих глаз, опоясывая его поясками, перекрещивая, рисуя на нем знаки небесных светил или колючих растений-оберегов. К оберегам относились также цвет, имя, сакральные орудия труда, знаки земли, зерна, воды, огня, воздуха... Магические знаки-обереги долгое время наносились на яйца произвольно. Затем появился волшебный календарь "колодка". Колодка - это в переводе с украинского языка ключ и замок. Замкнутый замок тоже был оберегом. Пояски и знаки теперь размещались на яйце в строгом порядке, так что мастерица уже знала, с какого узора ей начинать приготовление писанок и каким завершать, замыкать письмо.
Яйцо оставляют в доме на год, потом заменяют его на новое.
Писанка - яйцо зачарованное: оно, как в том заклинании, зарей опоясано, солнцем покрыто.
В узоры писанок вплетались пасхальные стишки, которые в народе назывались "писанным словом". Грамотные мастерицы выводили на яйце между "частыми зездами": "Твое сердечко и мое сердечко - есть одно сердечко", "Два сердца - один дух", "Кого люблю, того дарю", "Нет розы без шипов, нет любви без боли", "Яичко мало, да велика ласка".
http://www.nkj.ru:8080/42/0204/42204134.htmlhttp://pryahi.indeep.ru/practice/pisanka/pisanka_01.htmlПасхальный кулич не был известен в пасхе Ветхозаветной. Агнца пасхального вкушали с опресноками (пресными лепешками) и горькими травами. Происхождение пасхального кулича скорее языческое, чем христианское. Кулич, как высокий хлеб с яйцами, являет собой известный языческий символ бога плодоносия Фалосса или, что то же, мужского детородного уда. Таким символическим образом можно разуметь, что мы (выходцы из язычников) в праздновании Пасхи Христовой перешли из мрака языческого идолобесия в дивный свет Христового воскресения.
http://www.omolenko.com/2061-2.htmlСогласно Британской энциклопедии, "христианство... вобрало в празднование великого христианского события (Пасхи) многие языческие ритуалы и обряды весеннего языческого праздника".