Асгард (др.-исл. Аsgar «ограда асов»), в скандинавской мифологии небесное селение, крепость богов-асов (в «Саге об Инглингах» Асгард в качестве столицы асов помещается на земле — восточнее Дона). В «Младшей Эдде» рассказывается о строительстве Асгарда неким великаном, которому помогает конь по имени Свадильфари. Асы должны отдать за это строителю Асгарда солнце, луну и богиню Фрейю, но благодаря хитроумному Локи, который, превратившись в кобылу, отвлекал коня от работы, строитель не успел закончить её в срок и лишился не только платы, но и головы. Асгард расположен на поле Идавёль. В «Речах Гримнира» («Старшая Эдда») даётся перечень жилищ богов в Асгарде (Валяскьяльв — у Одина, там же Вальхалла, где живут эйнхерии; Брейдаблик — у Бальдра; Химинбьёрг — у Хеймдалля, Трудхейм — у Тора и т. д.).
Асгард и Мидгард (где живут люди) никогда не противопоставляются, а в повествовании выступают альтернативно.
Мидгард (др.-исл. букв. «среднее огороженное пространство»), в скандинавской мифологии «средняя», обитаемая человеком часть мира на земле. Термин «Мидгард» известен также западным германцам. В «Прорицании вёльвы» («Старшая Эдда») создание богами Мидгарда ставится в связь с поднятием земли (вероятно, из первичного мирового океана). Согласно «Речам Гримнира» (там же), стены Мидгард сделаны из ресниц первосущества — великанаИмира. За пределами «прекрасного» Мидгард находится Утгард — внешний, пограничный мир, полуотождествлённый с Етунхеймом — пустынной страной великанов (ётунов) на краю земли. Земля окружена океаном, в котором плавает змей Мидгарда— Ермунганд. Главным защитником Мидгарда от ётунов и мирового змея является Тор.
Утгард -
в мифологии скандинавов – окраинная зона земли, где обитают демоны и великаны (йотуны), примерно совпадает с Етунхейном.
ВАЛЬХАЛЛА, вальгалла, валгалла (др.-исл. «чертог убитых»), в скандинавской мифологии находящееся на небе, принадлежащее Одину жилище эйнхериев — павших в бою храбрых воинов, которые там пируют, пьют неиссякающее медовое молоко козы Хейдрун и едят неиссякающее мясо вепря Сэхримнира (его варит в котле Эльдхримнир повар Андхримнир). В замке павшим воинам и Одину прислуживают девы воительницы - валькирии. Вместо огня Вальгалла освещалась блестящими мечами. Вальгалла как небесное царство для избранных, повидимому, относительно поздно отдифференцировалась от подземного царства мёртвых (Хель). В «Речах Гримнира» («Старшая Эдда») Вальгалла соотнесена с Глядсхеймом («жилище радости»), а в «Младшей Эдде» жилище, в котором живут Один и «все люди, достойные и праведные» (христианское влияние), называется Гимле («защита от огня») или Вингольв («обитель блаженства»)..
МУСПЕЛЛЬ (др.-исл. Muspell; эти-мология неясна), в скандинавской мифологии (в «Младшей Эдде») Муспелль (Муспелльсхейм — огненная страна, которая существовала ещё до начала творения. В «Прорицании вёльвы» («Старшая Эдда»), а затем и в «Младшей Эдде» говорится о «сынах Муспелля» и их участии в эсхатологической битве с богами; они скачут по мосту Биврёст, и мост под ними проваливается. Снорри связывает с Муспелль (возможно, отождествляет с ним) огненного великана Сурта. В немецких раннесредневековых христианских поэмах («Муспилли», «Хелианд») термин «Муспелль» (древневерхнем. тизрпи) употребляется в смысле конца мира и страшного суда.
Сурт едет с юга
с губящим ветви,
солнце блестит
на мечах богов;
рушатся горы,
мрут великаншы,
в Хель идут люди,
расколото небо.
Из искр, что вылетели из Муспельхейма боги сделали солнце.
Эти названия примерно переводятся как Дом Огня и Дом Холода. Муспельхейм и Нифльхейм - изначальные миры. Когда не было остальных семи стран, на свете уже были царства огня и холода, и в них уже жили великаны - огненные и снежные.
Нифльхейм на самом деле имеет смысл гораздо больше, чем "царство снега". Этот мир воплощает собой все воспринимающее. Его энергетика - пассивная, Нифльхейм не в состоянии самостоятельно произвести на свет плоды, для этого ему не хватает активной энергии. Муспельхейм, наоборот, исполнен активной энергии, но она также не может принести плодов без базы. Муспельхейм похож на янь, Нифльхейм - на инь. Изначально разные, эти миры всегда находились в гармонии. Казалось бы, лед должен остудить пламя, а пламя - погасить лед. Но ничего подобного не случалось - обитатели этих миров никогда не воевали друг с другом, напротив, как и все великаны, были союзниками.
Интересно отметить, что Муспельхейм в каком-то смысле самый неизученный мир. Во всех остальных мирах побывали или люди, или Один, Отец Богов, или Тор-Громовержец. Но в Муспельхейм, охраняемый Суртом с огненным мечом, не заходил никто и никогда. Нифльхейм, напротив, более посещаемый, там не раз бывал Тор, и характер этого мира более-менее ясен. Снежные Великаны, как и Йотуны, нападают на Митгард и Асгард, но с меньшим энтузиазмом. Некоторые из них вообще предпочитают сидеть в Нифльхейме и не выходить далеко за пределы своего мира.
Интересно отметить также географические аналогии в местонахождении этих миров. Нифльхейм находится на севере, и, если вспомнить, где находится Скандинавия, то станет ясно, что Нифльхейм - не что иное, как полярные льды, возможно, часть Гренландии (именно викинги, кстати, открыли этот остров, но жестоко ошиблись, дав ему имя Зеленая Земля). В любом случае становится понятно, почему Нифльхейм выступает малонаселенным и злым миром. Интереснее история с Муспельхеймом. Казалось бы, огненные великаны обязаны быть сделаны из огня, должны гореть и светится. Но Сурт, единственный Огненный Великан, который как-то описан, назван "обожженным до черноты". Это наводит на мысль, что Муспельхейм - это Африка, где живут "обожженные до черноты великаны". В таком случае уместно предположить, что Муспельхейм мало описан потому, что викинги не смогли проникнуть внутрь африканских стран.
Результат взаимодействия этих миров - Творение Земли. Нифльхейм предоставил "материал" - глыбы льда, в которые огонь Муспельхейма вдохнул жизнь. Это еще раз подтверждает догадку о том, что Нифльхейм выступает с женской, а Муспельхейм - с мужской энергетикой. Стихии этих миров достаточно очевидны - Муспельхейм - Огонь, Нифльхейм - Вода. Следует отметить, что у викингов Воды как таковой нет, существует лишь Лед, но в классическом делении на стихии этот Лед полностью соответствует Воде.
Йотунхейм
Обитатели этого мира по хронологии вторые после Огненных и Снежных Великанов. После того, как глыбы льда Нифльхейма столкнулись с искрами жизни Муспельхейма, возник Великан Имир. Тогда еще не было твердой земли, и где находился Имир — несколько не проясненный вопрос, судя по всему, он, как и его дети и неожившие глыбы льда, находился в пустоте. Важно другое — Имир дал начало роду великанов и построил мир по своему желанию. Питались Имир и его потомки молоком коровы Аудумблы, которая облизывала ледяные глыбы. После того, как Один, Вилли и Ве — первые из Асов — убили Имира, весь его мир утонул в крови. Спаслась только пара великанов, потомки которых населили затем свою страну.
После убийства Имира из его тела были сделаны Земля и Небо, а также деревья, звезды, моря и океаны. Образовались Митгард и Йотунхейм, последний Асы специально подарили великанам.
Тролли, Ётуны или Инистые Великаны — воплощение силы, злобы, коварства и родоначальники всего плохого, что есть в этом мире. Их образ действий — грубая сила и коварство. Стихия этого мира — Земля. Почти все Тролли агрессивно настроены против людей и Асов, основные сражения идут именно с ними. Ётуны насылают на мир всевозможную непогоду, град, снег, шторма и снежные лавины. В то же время Йотуны — воплощение природных сил: они не знают разума, но, тем не менее, сильны.
Что соответствует географически данному миру, миру Йотунхейма? Это не то весь мир восточнее Скандинавского полуострова, не то Русь, не то другие государства. Надо отметить, что для всех географических территорий позднее появились внятные названия, например, Русь именовали Гардарики. Йотунхейм, если когда-нибудь и существовал в природе, позднее просто был заменен в связи с географическими открытиями и походами. Возможно, Йотунхейм — память того времени, когда путешествий толком еще не было, и мир за границами своего дома или своей деревни был непонятным и пугающим. Тогда и придумали обозначение для всего, что на востоке, и для всех тамошних жителей, а заодно свалили на них все природные катаклизмы — чтоб не зря их бояться и не зря с ними воевать.