Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Космогония Футарка
Форум сайта Руны Одина > Дополнительные форумы > Рунические концепции
Xort
Вообщем думали мы тут с Zigult'ом...
Данная Космогония построена основе Младшей Эдды. Есть спорные моменты и не раскрытые руны. Комментарии, критика, дополнения ...

Космогония Футарка.

Fehu – порождение Аумдулы

Высокий отвечает: «Как растаял иней, тотчас возникла из него корова по имени Аудумла, и текли из ее вымени четыре молочные реки, и кормила она Имира».

Uruz – порождение Имира

Тогда сказал Третий: «И если из Нифльхейма шел холод и свирепая непогода, то близ Муспелльсхейма всегда царили тепло и свет. И Мировая Бездна была там тиха, словно воздух в безветренный день. Когда ж повстречались иней и теплый воздух, так что тот иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ человека, и был тот человек Имир, а инеистые великаны зовут его Аургельмиром. От него-то и пошло все племя инеистых великанов, как сказано о том в «Кратком прорицании вёльвы»

Брызги холодные
Эливагара
ётуном стали,
отсюда свой род
исполины ведут,
оттого мы жестоки

Thurisaz – порождение Йотунов

И отвечает Высокий: «Никак не признаем мы его за бога. Он был очень злой и все его родичи тоже, те, кого зовем мы инеистыми великанами. И сказывают, что, заснув, он вспотел, и под левой рукой у него выросли мужчина и женщина. А одна нога зачала с другою сына. И отсюда пошло все его потомство — инеистые великаны. А его, древнейшего великана, зовем мы Имиром».

Ansuz – рождение прародителя Асов - Бури.
Высокий говорит: «Она лизала соленые камни, покрытые инеем, и к исходу первого дня, когда она лизала те камни, в камне выросли человечьи волосы, на второй день — голова, а на третий день возник весь человек. Его прозывают Бури. Он был хорош собою, высок и могуч. У него родился сын по имени Бор. Он взял в жены Бестлу, дочь Бёльторна великана, и она родила ему троих сыновей: одного звали Один, другого Вили, а третьего Ве. И верю я, что Один и его братья-правители на небе и на земле. Думаем мы, что именно так его зовут. Это имя величайшего и славнейшего из всех ведомых нам мужей, и вы можете тоже называть его так».

Raido – укрепление Солнца.
Тогда молвил Ганглери: «Великое дело они совершили, сделав землю и небо и укрепив солнце со светилами и разделив сутки на день и ночь. А откуда взялись люди, населяющие землю?»

Kenaz – укрепление иных Светил
« Потом они взяли сверкающие искры, что летали кругом, вырвавшись из Муспелльсхейма, и прикрепили их в середину неба Мировой Бездны, дабы они освещали небо и землю»

Gebo – создание, дуальности. До этого момента все вышеперечисленные существа были бесполыми, т.е. для порождения кого-либо, не требуется вторая половина, так Имир порождает Инеистых Великанов, Аумдула порождает Бури, Бури порождает Бора, а тот в свою очередь трех сыновей.

Тогда молвил Ганглери: «Великое дело они совершили, сделав землю и небо и укрепив солнце со светилами и разделив сутки на день и ночь. А откуда взялись люди, населяющие землю?»
И отвечает Высокий: «Шли сыновья Бора берегом моря и увидали два дерева. Взяли они те деревья и сделали из них людей. Первый дал им жизнь и душу, второй — разум и движенье, третий — облик, речь, слух и зрение. Дали они им одежду и имена: мужчину нарекли Ясенем, а женщину Ивой. И от них-то пошел род людской, поселенный богами в стенах Мидгарда. Вслед за тем они построили себе град в середине мира и назвали его Асгард, а мы называем его Троя. Там стали жить боги со всем своим потомством, и там начало многих событий и многих распрь на земле и на небе.

Wunjo – Происхождение ветра (этому в Младшей Эдде отведена отдельная глава и особое место, хотя остальные компоненты – земля, море, скалы леса упоминаются отдельно, как части Имира)
Тогда спросил Ганглери: «Откуда берется ветер? Он так силен, что волнует океаны и раздувает пламя. Но как ни силен он, никто не может его увидеть, ибо удивительна его природа».
Тогда отвечает Высокий: «Об этом я легко могу тебе поведать. На северном краю неба сидит великан по имени Пожиратель Трупов. У него облик орла. И когда он расправляет крылья для полета, из-под крыльев его подымается ветер.
Хресвельг сидит
у края небес
в обличье орла;
он ветер крылами
своими вздымает
над всеми народами»

Hagalaz – дальнейшие три Руны описывают процесс становления Норн. Первая Урд
Под тем корнем ясеня, что на небе, течет источник, почитаемый за самый священный, имя ему Урд. Там место судбища богов. Каждый день съезжаются туда асы по мосту Биврёст. Этот мост называют еще Мостом Асов. Кони асов зовутся так: Слейпнир, лучший из них, он принадлежит Одину, этот конь о восьми ногах. Второй конь — Веселый, третий — Золотистый, четвертый — Светящийся, пятый — Храпящий, шестой — Серебристая Челка, седьмой — Жилистый, восьмой — Сияющий, девятый — Мохноногий, десятый — Золотая Челка, а Легконогий — одиннадцатый. Конь Бальдра был сожжен вместе с ним, а Тор приходит к месту судбища пешком и переправляется вброд через реки
Высокий говорит: «Тот красный цвет, что ты видишь в радуге, — это жаркое пламя. Инеистые великаны и великаны гор захватили бы небо, если бы путь по Биврёсту был открыт для всякого. Много прекрасных мест на небе, и все они под защитой богов. Под тем ясенем у источника стоит прекрасный чертог, и из него выходят три девы. Зовут их Урд, Верданди и Скульд. Эти девы судят людям судьбы, мы называем их норнами. Есть еще и другие норны, те, что приходят ко всякому младенцу, родившемуся на свет, и наделяют его судьбою. Некоторые из них ведут свой род от богов, другие — от альвов и третьи — от карлов.

Nauthiz – Скульд

Isa – Верданди

Jera – Мидгард создан, Норны властвуют, Пошел отчет времени, так об этом говориться в Младщей Эдде.
Тогда молвил Третий: «Взяли они и череп его и сделали небосвод. И укрепили его над землей, загнув кверху ее четыре угла, а под каждый угол посадили по карлику. Их прозывают так: Восточный, Западный. Северный и Южный. Потом они взяли сверкающие искры, что летали кругом, вырвавшись из Муспелльсхейма, и прикрепили их в середину неба Мировой Бездны, дабы они освещали небо и землю. Они дали место всякой искорке: одни укрепили на небе, другие же пустили летать в поднебесье, но и этим назначили свое место и уготовили пути. И говорят в старинных преданиях, что с той поры и ведется счет дням и годам, как сказано о том в «Прорицании вёльвы»

Eihwaz – Ясень, его окончательное формирование, и «заселение», вот фрагмент создания Карликов, после заселения Мидгарда:
Затем сели боги на своих престолах и держали совет и вспомнили о карликах, что завелись в почве и глубоко в земле, подобно червям в мертвом теле. Карлики зародились сначала в теле Имира, были они и вправду червями. Но по воле богов они обрели человеческий разум и приняли облик людей. Живут они, однако ж, в земле и в камнях. Был старший Модсогнир, а второй — Дурин.

Равновысокий отвечает: «Тот ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простерты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево, и далеко расходятся эти корни. Один корень — у асов, другой — у инеистых великанов, там, где прежде была Мировая Бездна. Третий же тянется к Нифльхейму, и под этим корнем — поток Кипящий Котел, и снизу подгрызает этот корень дракон Нидхёгг. А под тем корнем, что протянулся к инеистым великанам, — источник Мимира, в котором сокрыты знание и мудрость. Мимиром зовут владетеля этого источника. Он исполнен мудрости, оттого что пьет воду этого источника из рога Гьяллархорн. Пришел туда раз Всеотец и попросил дать ему напиться из источника, но не получил он ни капли, пока не отдал в залог свой глаз.

Высокий говорит: «Многое можно о нем сказать. В ветвях ясеня живет орел, обладающий великой мудростью. А меж глаз у него сидит ястреб Ведрфёльнир. Белка по имени Грызозуб снует вверх и вниз по ясеню и переносит бранные слова, которыми осыпают друг друга орел и дракон Нидхёгг. Четыре оленя бегают среди ветвей ясеня и объедают его листву. Их зовут Даин, Двалин, Дунейр, Дуратрор. И нет числа змеям, что живут в потоке Кипящий Котел вместе с Нидхёггом.
Ясень я знаю
по имени Иггдрасиль,
древо, омытое
влагой мутной,
росы от него
на долы нисходят;
над источником Урд
зеленеет он вечно.

Perthro – данный этап – рождение всего пантеона богов. В момент творения Мидгарда – не упоминается о других богах, только о сыновьях Бора. Вполне возможно, что остальные Асы зародились позже, даже после окончательного «заселения» Ясеня. Perthro же знаменует собой рождение всего пантеона богов. И связана с супругой Одина, Матерью всех Асов и Асинь – Фригг.

Algiz – Здесь предполагаю, идет процесс «формирования Асгарда», Асы рождаются им необходимо где-то обитать, создаются их жилища, стены Асгарда, защита Асгарда. Так мы видим это описано в Младшей Эдде
В те времена боги только начинали селиться, и когда они устроили Мидгард и возвели Вальгаллу ...

Sowilo – Смерть Бальдра. Заметим следующий факт, от Dagaz – когда Бальдр вернется из Хель Sowilo отделяет 8 Рун, т.е. одна треть. Если мы коснемся Греческой мифологии, то увидим аналогичную ситуацию (если мне память не изменяет), Гелиос – Бог солнечного диска по соглашению Богов, две трети в году сияет в небе, а одну треть находится в царстве Аида.

Tiwaz – Тюр и Фенрир.

Berkano – Вполне возможно, что речь здесь идет о Валькириях. Валькирии, появляются после формирования Асгарда (Algiz. Ну и собственно Фрейя, как старшая из Валькирий.
Фрейя же — славнейшая из богинь. Владения ее на небе зовутся Фолькванг. И когда она едет на поле брани, ей достается половина убитых, а другая половина — Одину, как здесь о том говорится:

Фолькванг зовется,
там Фрейя решает,
где сядут герои;
поровну воинов,
в битве погибших,
с Одином делит».

Другие же прислуживают в Вальгалле, подносят питье, смотрят за всякой посудой и чашами
Это все валькирии. Один шлет их во все сражения, они избирают тех, кто должен пасть, и решают исход сражения. Гунн, и Рота, и младшая норна по имени Скульд всякий раз скачут на поле брани и выбирают, кому пасть в битве, и решают ее исход.


Ehwaz – Рождениее Слейпнира
Тогда Ганглери спросил: «Кому принадлежит конь Слейпнир? И что можно о нем поведать?»
И в тот же вечер, лишь отправился мастер за камнями со своим конем Свадильфари, выбежала из лесу со ржанием кобыла навстречу коню. И лишь заметил конь, что это была за кобыла, он взбесился и, порвав удила, пустился за нею, а она ускакала в лес
А был то Локи, кто бегал со Свадильфари, и спустя несколько времени он принес жеребенка. Жеребенок был серой масти и о восьми ногах, и нет коня лучше у богов и людей. Так сказано о том в «Прорицании вёльвы»:

Mannaz

Laguz

Ingwaz

Othala -

Dagaz - Рагнарок
Wald
Не в коей мере не желая оспорить сей монументальный отчет, я все же на свой страх и риск выложу исследование устаревшее и, что самое главное - изначально некорректное, ибо смешение традиций в нем, но тем не менее ИМХО, интересное:

Сначала немного истории. Есть несколько исследователей рунической традиции, которые полагают, что исследователи, впервые предложившие FUTHARK в качестве истинного порядка следования рун, попали в классическую ловушку древних магов - тайнопись. Все, кто сталкивался с древнегерманской культурой, знают, что одним из краеугольных камней северной магии служит постулат: "НАЗВАТЬ нечто - значит упустить суть". Отсюда сложные, многоступенчатые кенненги принятые у северных скальдов. Никто не назвал бы битву битвой. "Клен тинга кольчуг" - одно из возможных определений воина, а уж в рунике, где каждый символ обладает невероятной силой, записать алфавит в его исходной форме значило призвать невероятные силы на голову наглеца! А изображение FUTHARK'а встречается повсеместно.

Как я уже говорил, я считаю циклический порядок рун изначальным. Но уж если и разбивать круг, то с руны URUZ! Мне (и не только) кажется, что FUTHARK - удобная таблица, из которой так здорово извлеклись восемь групп магии (хотел бы я знать, откуда брать еще десять, ведь основой для этого "извлечения" помимо "Речей Сигрдривы", стали "Речи Высокого", а там восемнадцать заклинаний!) и способ скрыть истинный порядок. Кстати, из UTHARK'ского строя те же восемь групп легко извлекаются, так что консервативно настроенные читатели могут слегка расслабиться!

Почему же все-таки UTHARK? Одна из теорий гласит, что в руническом строе заложена вся история вселенной, от создания до уничтожения. Исходя из этой теории, первые семь рун UTHARK'ского порядка - есть первые семь нот божественной мелодии творения.

URUZ - олицетворение неструктурированного хаоса. Громадной энергии, не воплощенной ни в чем конкретном. Основа основ будущей вселенной. Протоматерия.

THURISAZ - преобразующая, структурирующая сила. Молот Тора - бога символизирующего мировой порядок, разбивающий головы великанов - детей хаоса. Сила, подготавливающая протоматерию к преображению.

ANSUZ - Вначале было слово. И слово было у бога. И слово было - бог. Греческое logos - не только слово, еще и идея, но суть от этого не изменяется, Ansuz, это и слово и идея и бог. Формирующая сила.

REIDO - Сила движения. Статичный объект - мертвый объект. Только движение оживляет вселенную. Движутся атомы, планеты, галактики. Все находится в беспрестанном движении.

KANO - Движение атомов порождает энергию и тепло. Тепло - второе составляющее жизни после движения. Энергия наполняет как маленький атом, так и огромное солнце. Kano - энергия в чистом виде.

GEBO - Не только дар или партнерство. Gebo символизирует еще и время. Да это и понятно - человеческая жизнь быстротечна, и время - величайший дар! Если кто-то тратит на тебя свое время, он тратит свою жизнь - цени это. Итак, Gebo - точка отсчета, начало времен, в прямом смысле этого слова.

WUNJO - последняя руна творения, руна счастья. Руна завершения и гармонии. "А на седьмой день закончил бог дела свои и почил с миром" или что-то вроде того, к сожалению, не помню дословно, хотя читал. smile.gif Изучать рунический строй дальше, исходя из этой предпосылки - одно удовольствие! Попробуйте сами. Скажу только, что FEHU - руна очень материальная с одной стороны, и воплощение неконтролируемого пламени с другой, очень подходит на руну Раганрека или апокалипсиса. Физический материальный аспект выходит на первый план, духовное оставлено и все погибает в огне нового большого взрыва (кстати, исходя из этого, действительно можно ставить ее в начало, по науке то у нас все как раз с большого взрыва и началось, но мне кажется, надо позитивнее мыслить. wink.gif ), и все начнется с начала. Так что и циклический порядок себя вполне оправдывает.

Мда... Реально старый текст. Не корректировал...
Xort
Безусловно интересный материал.
Я уже говорил, в принципе повторюсь. Я думаю, что 3 этта описывают 3 века, золотой, серебрянный и железный. Причем первый этт также повествует о создании мира, ну а последний естественно о Рагнароке. Другой вопрос, какой процесс обозначает каждая руна ... особенно неясно с последним эттом.

Кстати, а процесс творения действительно занимает 7 этапов. Ведь Fehu в это процессе не особо учавствует, Uruz - Wunjo.
сва
Может быть, стоит последние руны третьего атта рассматривать, как предвозвестники апокалипсиса?

Например, вот так:

Ehwaz - возросла лень, излишнее положение на Богов

Mannaz - возросла в людях гордыня

Laguz - слова стали ценее дел, люди идут за теми, кто глаже говорит и больше обещает

Inguz - возросла страсть к бессмысленному накоплению

Othala - люди разделились на противоборствующие лагеря, церкви, течения

Dagaz - Богам все это наконец надоело, и вот - старый мир горит
eugene
Цитата(Xort @ 29.12.2006, 11:21) *
Данная Космогония построена основе Младшей Эдды. Есть спорные моменты и не раскрытые руны. Комментарии, критика, дополнения ...
...
Dagaz - Рагнарок


Ну раз вы сами просите...

Футарк (целиком или частично) наносился очень часто. Как вместе с другими надписями, так и отдельно. Подавляющее большинство ученых согласно с тем, что делалось это с целью придать больше сил для существования либо предмета с нанесенным футарком, либо заклинания, написанного рядом с футарком.

Большинство из них согласно с версией, что достигаться это должно было мобилизацией сил всех рун.
Кажется сомнительным, чтобы в надписи, использовавшейся для сохранения и придания чему-либо сил, призывались такие вещи, как Рагнарек, т.е. сугубо деструктивные силы.

Существует также версия, что футарк мог использоваться по тому же принципу, что присутствует в «Вот дом, который построил Джек…» и в сказке о Колобке. Важной составляющей этих кумулятивных сказок является последовательное включение элементов окружающего мира в образ начального объекта.
Грубо говоря, дом, который построил Джек, невозможно разрушить, не уничтожив все, что входит в его образ, а благодаря песенке, в него входит и пшеница, и синица, и т.д.. Т.е. уничтожен должен быть целый мир, а это невозможно. Что гарантирует сохранность дому.
Колобка лиса также не может съесть до тех пор, пока он не начнет песенку сначала, т.е. пока в его песенке есть кто-то кроме Колобка.
Довольно любопытным примером такого же мотива является сказка о Курочке Рябе. В первоначальном (не из детских сборников) варианте курочка рассказывает бабе про яйцо и та не может его разбить, баба рассказывает деду о том, что рассказала курочка, и как баба не могла его разбить и т.д.. Мышке же никто ничего не рассказывает и она разбивает его случайно. После чего сказка не оканчивается, а продолжается кумулятивный рассказ, но уже с иной тональностью – все, что было затронуто в первоначальном рассказе про яйцо, подвергается разрушению. Финал сказки – деревня приходит в хаос (в ней уничтожено все, включая церковные утварь и книги и колокольню).
Допустим, что футарк – кумулятивное повествование о создании мира. Но в этом случае, включение в повествование Рагнарек сразу же лишит формулу силы и приведет защищаемый объект к катастрофическому разрушению.

Наконец, можно отвлечься и посмотреть на миф «изнутри». Один создал руны до того, как узнал от вельвы о Рагнарек, что совершенно точно, так как по его собственному признанию, ему нужно резать руны для поднятия мертвого.
Кроме того, вряд ли нечто, созданное в начале мира, будет повествовать о его конце.

Следующий важный момент – семантика слова день у скандинавов. День – dag – имел очень положительное значение. Ничего общего с разрушением. Кроме того, навряд ли Тьодрерир стал бы петь силу асам и Одину дух перед дверьми отца того, кто соотносится с Рагнарек smile.gif

Такая критика годится?
eugene
Цитата(Wald @ 7.2.2007, 0:04) *
Все, кто сталкивался с древнегерманской культурой, знают, что одним из краеугольных камней северной магии служит постулат: "НАЗВАТЬ нечто - значит упустить суть". Отсюда сложные, многоступенчатые кенненги принятые у северных скальдов.


Я сталкивался. Я не знаю. Вернее, я знаю другое - в ряде заговоров присутствует мотив встречи с вредящим духом, где заклинатель говорит "я узнал тебя, тебя зовут...", после чего тот вынужден подчиниться. Ряд заклинаний, напр. Сент-Галленское заклинание демона 11 века, аппелирует к силе имени. Схожий мотив есть в германских сказках.
Таким образом, я соглашаюсь с версией, что прямое называние имени дает власть над именуемым объектом, а вовсе не заставляет "упустить суть".

Кенниги преследовали другую прагматическую цель - они позволяли сделать форму стих более долговечной (см. исследования Толкина). Внутри же мифа они воспринимались как особый сакральный язык. См. Речи Альвиса, где поэтические иносказания называется словами речи богов и т.д..

P.S. История мира в Эддическом мифе не циклична. Легко доказывается с текстом в руках. Если желаете, это можно обсудить в другом месте.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2010 IPS, Inc.