eugene пишет:
Цитата
Одина сложно назвать "структурирующим материю". Один - божество силы, "приводящей в движение". Об этом говорит как этимология его имени (восх. к "действующая сила"), так и его восприятие в средние века (wotan est furor). При этом самое частое обвинение в адрес Одина - неправый суд, предательство своих же, развязывание войны. Одину в сагах посвящено довольно много научой литературы. Общий вывод - он воспринимался как божество любящее вражду как таковую, предающее своих же поклонников, если это вызовет новые войны. Одина не любили. В определенном смысле слова, это божество "отморозков", которым ничего кроме войны не надо. Его частое появление в мифах и сагах объясняется их ориентацией на героику определенного типа. Обычные скандинавы, судя по всему, предпочитали выбирать в покровители более мирных и предсказуемых богов - Тора и Фрейра.


Сила, приводящая в движение суть пассионарность, коей посвящена значительная часть трудов Л.Н.Гумилева. Это экстатическая сила, в разных "дозах" дающая доступ к творческому вдохновению, познанию тайн Вселенной, харизме вождя, боевому исступлению и безумию. Один является Отцом Чародейства по той же причине, ибо магия есть ни что иное как своего рода экстатическая работа. Любовь Одина к вражде суть выход психической энергии, деструктивной в превосходной степени. Бесконтрольная пассионарность действительно штука непредсказуемая и неприятная для окружающих. Можно для примера взять творческих людей, которых окружающие, как правило, считают как минимум чудаковатыми, и небезосновательно.